Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Новые объективы и тенденции на рынке фотооптики

Главная / Статьи / Обзоры
Оптика – консервативное направление индустрии фототехники. Новые объективы появляются намного реже, чем камеры, вспышки, аксессуары. Как правило, появляются объективы тогда, когда потребитель уже созрел для их покупки. Однако законы конкурентной борьбы вынуждают производителей нарушать сложившиеся правила. За последний год лидеры рынка представили целую россыпь новых объективов – на любые вкус и кошелек. Объясняется это тем, что новые зеркальные ЦФК – от моделей начального уровня до самых продвинутых и дорогих моделей ― нуждаются в более качественной оптике, чтобы реализовать свой потенциал.
17.04.2010
Дмитрий Башков

 

Обновление «китовых» объективов

Первые «киты» оставляли на редкость слабое впечатление даже на 6-МП зеркалках – что уж говорить про 12-15-МП камеры нового поколения! Но потребители хотят по цене «китового» комплекта получить полноценный набор, а не камеру с «затычкой» вместо объектива.

Не будем забывать и про жесткую конкуренцию на рынке. Если «кит», полностью покрывающий задачи фотолюбителя, предлагает, к примеру, Olympus – то другие производители уже не могут оставаться в стороне.

Именно Olympus первым показал миру, каким должен быть «китовый» объектив. Пусть ZD 14-42 mm f/3.5-5.6 не блистает с точки зрения светосилы, но по резкости это хороший объектив, да и рисунок имеет вполне приятный.

Как ответ на появление недорогих моделей со встроенной системой стабилизации от Olympus, Pentax и Sony, лидеры рынка представили обновленные «киты» с оптическим стабилизатором изображения:

 

 

Canon EF-S 18-55 mm f3.5-5.6 IS – один из лучших «китовых» объективов на сегодняшний день. Оптическая схема – 11 линз в 9 группах, включая один асферический элемент. Эквивалентное фокусное расстояние 29-88 мм. Встроенный стабилизатор обеспечивает выигрыш до четырех ступеней выдержки. Форма отверстия диафрагмы приближена к кругу, что обеспечивает красивое размытие фона при съемке портретов и макро.

 

 

Nikkor AF-S DX 18-55 mm f/3.5-5.6G VR – встречается в вариантах комплектов зеркальной камеры начального уровня Nikon D60.Обеспечивает ЭФР 27-82,5 мм. Оптическая схема состоит из 11 линз в 8 группах, включая 1 асферическую линзу. Объектив компактный, но по эргономике уступает старшему собрату. Оснащен бесшумным приводом автофокуса (Silent Wave Motor). По словам производителя, система стабилизации VR обеспечивает выигрыш примерно на три ступени выдержки.

 

 

Nikkor AF-S DX 18-105 mm f/3.5-5.6G ED VR – продвинутый вариант «кита», ищущий в комплекте с любительской зеркалкой D90. ЭФР 27-157,5 мм позволяет использовать этом объектив для решения любых задач съемки. Оптическая схема состоит из 15 линз в 11 группах, включая одну асферическую и одну линзы из низкодисперсионного стекла (ED). Объектив отличается продуманной эргономикой, да и выглядит внушительно. Оснащен SWM-приводом.

Производители, не имевшие стимула выпускать «киты» со стабилизатором по причине наличия оного в самой камере, сделали акцент на усовершенствовании оптических показателей бюджетной оптики.

Компания Pentax сумела предложить за период цифрозеркального бума четыре (!) поколения «китовых» зумов:

 

 

Pentax DA 18-55 mm f/3.5-5.6 AL, а также аналог Schneider-Kreuznach D-Xenon 18-55 mm f/3.5-5.6 AL, поставляемый с камерами Samsung. Объектив рассчитывался под 6-МП матрицы. Оптическая схема включает 12 линз в 9 группах.

Pentax DA 18-55 mm f/3.5-5.6 AL II, а также аналог Samsung SA 18-55 mm f/3.5-5.6. По сравнению с предшественником, объектив имеет более простую оптическую схему (11 линз в 8 группах), что объясняется наличием одного асферического и одного SLD-элемента. Передняя линза выполнена с использованием специального покрытия на основе фторидов (SP-coating), обеспечивающего защиту от жировых пятен и пыли. Модернизированная оптическая схема обеспечивает более высокую разрешающую способность и снижает эффект виньетирования. Объектив позволяет более полно использовать возможности 14,6-МП матрицы новых моделей Pentax K20D и Samsung GX-20, с которыми идет в комплекте. Это достаточно качественный объектив, чтобы закрыть вопрос о покупке штатного зума, даже с учетом высокого разрешения матрицы новых зеркалок.

Pentax DA L 18-55 mm f/3.5-5.6 – облегченный «кит», идущий в комплекте с компактной 10-МП зеркалкой Pentax K-m. От второй версии «китового» объектива Pentax отличается внешним видом: за кольцом зума нет «фирменной» зеленой полоски, а на ободке объектива отсутствует шкала фокусных расстояний.

 

 

Pentax DA 18-55 mm F3.5-5.6AL WR – последняя версия «кита» от Pentax, представленная вместе с камерой K-7 в прошлом месяце. Судя по техпараметрам, оптическая схема не имеет изменений – объектив стал на 10 граммов тяжелее и на пару миллиметров длиннее предшественника, зато получил защиту от пыли и влаги (Weather Resistant). «Всепогодное» облачение приобрел и второй представитель double-kit от Pentax – DA 55-200 mm f/4.5-5.6 ED WR. 

Недавно новые «киты» представила и компания Sony. На смену старому штатнику DT 18-70 mm f/3.5-5.6, которым комплектовались еще камеры Konica Minolta, приходит собственная разработка Sony – DT 18-55 mm f/3.5-5.6. Диапазон фокусных расстояний заметно меньше, но появился встроенный бесшумный привод автофокуса (Smooth Autofocus Motor – SAM). Наличие в конструкции асферической и ED-линз способствует достижению более высокого качества изображения. Также был представлен бюджетный телевик DT 55-200 mm f/4.5-5.6 с улучшенной оптической схемой, который в компании со штатником образует комплект double-kit. О том, насколько заявления производителя о высоком качестве оптики соответствуют действительности, можно будет сказать через пару месяцев, когда анонсированные зеркальные камеры A230, A330 и A380 вместе с новыми «китами» дойдут до прилавков магазинов.

За последний год производители фототехники сделали серьезный шаг навстречу фотолюбителям, предложив качественные бюджетные объективы. Конечно, профессиональные зумы и оптика с фиксированным фокусным расстоянием обеспечат более интересные результаты, но обновленные «киты» позволяют получать вполне приемлемое качество, что вряд ли можно было сказать об их предшественниках.
 

Бюджетный «полтинник» на кроп

В пленочную эпоху объектив с фокусным расстоянием 50 мм считался самым универсальным не только потому, что подходил для большинства видов съемки, но и по причине низкой стоимости. Качество картинки любого бюджетного 50-мм объектива не вызывало нареканий – хотя, наряду с бюджетными, всегда существовали дорогие «полтинники», отличающиеся большей светосилой, более правильным рисунком и другими положительными качествами.

Да и в наши дни – на цифре – качество изображения с такого объектива оставляет позади даже многие профессиональные зум-объективы. Минус в том, что при установке на кроп 50-мм объектив теряет универсальность – это уже, скорее, портретный объектив (эквивалентное фокусное – 75 мм для кропа 1,5х), но с жестким рисунком. Неудивительно, что с повышением требований к качеству у потребителей проснулся интерес к недорогому «полтиннику» для кропа.

 

 

Первым такой объектив предложила компания Nikon – AF-S Nikkor 35 mm F1.8G DX. Как обычно, объектив у Nikon получился очень хороший, но не совсем бюджетный. В наших магазинах его стоимость достигает 14 тыс. руб. Объектив легкий и компактный, имеет надежный конструктив. Хотя корпус полностью пластиковый, сделан он весьма добротно, а байонет у объектива металлический. В комплекте с объективом идет пластиковая бленда с байонетным креплением (фильтры крепятся на внутреннюю резьбу 52 мм). Оснащен встроенным SWM-приводом и может использоваться на любых зеркальных камерах Nikon с кроп-фактором 1,5х (на полнокадровых моделях работает в режиме DX). Оптическая схема состоит из 8 линз в 6 группах, включая один гибридный асферический элемент. Таким образом, новый Nikkor по конструкции принципиально отличается от классического планара, вариациями которого являются большинство 50-мм объективов. 

Минимальная дистанция фокусировки – 30 см при увеличении 0,16х. Объектив имеет 7-лепестковую диафрагму скругленной формы, что положительно сказывается на рисунке в зоне размытия.

 

 

Компания Sony анонсировала два новых объектива с фиксированным фокусным расстоянием, претендующих на лавры старых «полтинников» – портретник DT 50 mm f/1.8 SAM и макрообъектив DT 30 mm f/2.8 Macro SAM. Скругленная форма отверстия диафрагмы способствует красивому рисунку размытия, при этом даже портретный объектив обладает неплохими возможностями съемки макро (МДФ 34 см при увеличении 0,2х). Оптика предназначена для зеркальных камер с APS-C матрицей, отсюда компактность и невысокую стоимость. Рекомендованная цена портретного объектива – всего $150.

Новый Nikkor унаследовал от пленочного «полтинника» его главное качество – универсальность. Он подходит для основных видов съемки, сочетая превосходную детализацию изображения и хороший рисунок. Об особенностях новинок Sony серии DT судить пока рано, но само по себе появление специально разработанных под кроп объективов с фиксированным фокусным расстоянием не может не радовать.
 

Пополнение топовых фиксов

Полнокадровые цифровые зеркалки становятся более доступными. Появляются и новые объективы с фиксированным фокусным расстоянием, ориентированные на использование с полнокадровой «цифрой».

 

 

Типичный представитель подобной оптики – Sigma 50 mm f/1.4 EX DG HSM. Объектив весит около 500 г и имеет резьбу под фильтры 77 мм – на сегодняшний день это самый крупный 50-мм объектив с диафрагмой f/1.4. Объектив оснащен бесшумным HSM-приводом автофокуса, для удобной ручной фокусировки на корпусе имеется крупное прорезиненное кольцо. В комплект поставки входят мягкий чехол и бленда, при этом конструкция корпуса – с выступающим за переднюю линзу «козырьком» – обеспечивает хорошую защиту от паразитных засветок даже без использования бленды. Оптическая схема является развитием идеи полтинника-планара, но значительно отличается от классического объектива (8 линз в 6 группах, включая один асферический элемент). 9-лепестковая диафрагму со скругленным отверстием обеспечивает мягкое красивые размытие фона на открытой диафрагме. Объектив относится к топ-уровню, чья стоимость около 19 тыс. рублей – весьма немало для оптики независимого производителя. Качество картинки соответствует уровню – по резкости и детализации объектив показывает хорошие результаты даже на открытой диафрагме, при этом деградация картинки на периферии кадра незначительна. «Фирменной» особенностью является теплая цветопередача, характерная для оптики Sigma. Объектив встречается в версиях для камер Canon, Nikon, Pentax, Sony, а также собственного байонета цифровых зеркалок Sigma. Отметим, что в полной мере этот объектив раскрывает возможности именно на полнокадровых цифровых камерах. Для зеркалок с матрицей APS-C «родной» 50-мм объектив с такой же светосилой будет более рациональным выбором – он обойдется дешевле, не говоря уже о стоимости фильтров на резьбу 77 мм.

 

 

Вслед за новой Сигмой выходит обновленная версия «полтинника» Nikon – Nikkor 50 mm f/1.4G. Благодаря наличию SWM-привода, этот объектив можно использовать на камерах бюджетной линейки Nikon (D40/D40x/D60), не имеющих собственного привода АФ отверточного типа. Но это не главное его преимущество. Новый Nikkor лучше приспособлен для использования на цифровых камерах (в том числе, полнокадровых моделях), чем его предшественник D-серии, разрабатывавшийся в пленочную эпоху. Оптическая схема серьезно модернизирована (8 элементов в 7 группах). Если судить по картинке, то наиболее ощутимые отличия от старого полтинника – выше контраст при съемке в контровом свете, менее выраженное виньетирование, более высокая детализация на краях кадра. Новый объектив имеет более солидный и качественный конструктив. Его приятнее держать в руке, да и пользоваться им удобнее. Благодаря системе внутренней фокусировки кольцо ручной фокусировки при работающем АФ неподвижно, а фокусное расстояние не изменяется в зависимости от дистанции до объекта. Отметим, что новый Nikkor компактнее конкурента от Sigma – весит почти в два раза меньше (280 г) и имеет резьбу под фильтры 58 мм.

Типичный минус полнокадровых цифровых зеркалок – виньетирование и падение резкости по краям кадра, обусловленное особенностями оптики и светочувствительных ячеек. Матрицы правильно улавливают только фронтальный свет. Ближе к периферии кадра он падает под углом, что приводит к снижению детализации и яркости на этих участках. Большинство нынешних объективов с фиксированным фокусным расстоянием разрабатывались в пленочные времена, так что виньетирование и падение резкости по краям характерно для подобной оптики. Новые «полтинники» от Sigma и Nikon созданы с учетом возможности их использования на полнокадровых цифровых камерах, и при их разработке инженеры старались обойти эти недостатки.

 

 

Иной подход реализован в еще одной новинке – SMC Pentax DA* 55 mm f/1.4 SDM. Этот объектив вряд ли создавался в расчете на использование с полнокадровыми камерами Pentax, каковых на сегодняшний день просто нет. Не будет он работать нормально и с пленочными камерами: встроенный SDM-привод требует дополнительных контактов на байонете, а они имеются только у новых цифровых зеркалок Pentax/Samsung. Зато объектив быстро и точно фокусируется. Судя по оптической схеме (9 линз в 8 группах), перед нами не классический полтинник-планар, а специализированный портретный объектив, призванный заменить на кропе 85 mm f/1.4. Как и положено хорошему портретнику, объектив оснащен 9-лепестковой диафрагмой, образующей круглое отверстие. 

Линзы объектива изготовлены из особых сортов стекла и с использованием не имеющего аналогов просветляющего покрытия Aero Bright Coating (ABC). ABC-просветление создано на основе материалов Silica aerogel – так наз. «замороженного дыма», твердого прозрачного вещества со сверхнизкой плотностью. Благодаря таким характеристикам аэрогеля, как прозрачность, прочность и способность отсеивать световое излучение в границах заданного диапазона, данный продукт нанотехнологий представляет интерес при разработке новых типов просветления для оптики. По словам производителя, ABC-покрытие обеспечивает точное светопропускание без потерь лучей всего видимого спектра, что помимо предотвращения бликов обеспечивает отличную цветопередачу и отсутствие хроматических искажений в формируемом изображении. Поверхность внешней линзы объектива покрыта дополнительным защитным покрытием на основе фторидов (SP-coating). Принадлежность к «звездной» серии Pentax означает, что объектив предназначен для профессионалов и имеет «всепогодный» конструктив. Корпус из прочного армированного поликарбоната собран на металлическом основании, все критичные места на корпусе имеют специальные влагозащитные уплотнители. В комплект поставки входят мягкий чехол и бленда на резьбу 58 мм.

Новый портретник Pentax – несомненно, одна из наиболее интересных новинок на рынке. Благодаря тесному сотрудничеству с лидирующим производителем оптического стекла – компанией Hoya (частью которой Pentax недавно стал) – инженерам удалось воплотить в новом объективе сразу несколько передовых технологий. Логично ожидать, что новый портретник будет не единственным революционным продуктом от Hoya-Pentax.
 

Сменная оптика для незеркальных камер

Появление незеркальных камер со сменной оптикой не следует расценивать как революционное событие. Подобный поворот можно было предсказать еще, когда производители начали оснащать свои новые модели зеркалок функцией визирования по дисплею (Live View).

Зеркальная конструкция не слишком удобна с точки зрения реализации Live View. Главным образом, из-за медленного АФ в режиме контрастной фокусировки и необходимости поднимать-опускать зеркало при использовании стандартных датчиков фазового АФ.

Незеркальные камеры со сменной оптикой, такие как Panasonic Lumix DMC-G1 и GH-1, при хорошей скорости и точности контрастного АФ, обладают несколькими преимуществами перед зеркалками. Они бесшумны в работе, более компактны и надежны (по причине отсутствия подвижного зеркала), лучше защищены от шевеленки. Благодаря короткому рабочему отрезку такие камеры позволяют разрабатывать компактную оптику с уникальными характеристиками, а также использовать через переходник объективы от дальномерных механических фотоаппаратов. В частности, переходник с байонета Micro 4/3 на байонет Leica M предложила компания Panasonic, а японская фирма Cosina предлагает переходники на резьбу М39.

Однако на сегодня ассортимент оптики, подходящей к обеим моделям Panasonic, не слишком широк. Линейка оптики стандарта Micro 4/3 пока насчитывает всего четырех реальных представителей:

 

 

LUMIX G 14-45 mm f/3.5-5.6 ASPH. MEGA O.I.S. – штатный объектив модели DMC-G1, обеспечивает хорошее качество изображение при наиболее востребованном диапазоне ЭФР 28-90 мм.

LUMIX G 45-200 mm f/4.0-5.6 MEGA O.I.S. – второй представитель double-kit модели DMC G1. Бюджетный телевик, качественный, компактный и дальнобойный (диапазон ЭФР – 90-400 мм).

LUMIX G HD 14-140 mm f/4.0-5.8 ASPH. MEGA O.I.S. – идет в «ките» с камерой DMC GH-1. 10-кратный «ультразум» с высокой скоростью фокусировки при записи видео в HD-формате.

LUMIX G 7-14 mm f/4.0 ASPH. – широкоугольный зум с постоянной светосилой. Единственный представитель оптики G-серии, не оснащенный системой оптической стабилизации Mega O.I.S.

Немногочисленная линейка оптики стандарта Micro Four Thirds в ближайшем времени пополнится усилиями фирмы Olympus, намеревающейся этим летом представить компактную камеру со сменной оптикой. Скорее всего, именно Olympus выпустит первый объектив-блинчик с фокусным расстоянием 25 мм, аналогичный по назначению пленочному «полтиннику».

Выпустить незеркальную камеру со сменной оптикой и матрицей стандарта APS-C планирует и компания Samsung. Для такой камеры будет разработана собственная линейка оптики. Скорее всего, объективы будут выпускаться под маркой Schneider-Kreuznach, принадлежащей корейской компании.




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss