Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Власть и имидж

Главная / Статьи / Прочее
Эти понятия тесно связаны. Задолго до появления новомодного и ныне безумно популярного термина «имидж» сильные мира сего беспокоились о своей репутации, и многое делали для поддержания своего реноме. Монархи позировали самым известным художникам, а те старались изобразить их гордыми, мудрыми и величественными. Меценаты, поощряя творцов, получали в ответ свои комплиментарные изображения и портреты своих близких. Сегодня на службу власти пришли современные PR-технологии, на создание имиджа тратятся баснословные деньги, создаются определенные правила игры, которые постоянно нарушаются. В индустрии создания имиджа заметную роль играет фотография.
14.12.2009
Владимир Никитин

 

С самого момента своего возникновения фотография оказалась в поле зрения тех, кто создавал общественное мнение, кто формировал образ всевозможных властных структур. В США, например, каждый новый президент, приходя в Белый дом, приводил с собой личного фотографа, которого он выбирал на весь срок своего президентства. И это помимо весьма обширного штата собственной фотослужбы Белого дома. Президентский избранник становился на это время своеобразной тенью первого гражданина Америки, шаг за шагом фиксируя жизнь своего высокопоставленного патрона. 

Именно из этих фотографий и рождался привычный образ президента, который постепенно проникал в сознание как американцев, так и миллионов людей во всех концах света. Натренированный глаз фотографа-профессионала, мастерский отбор снимков, производимый поднаторевшими в политических баталиях членами президентской команды, – все это и создавало мозаику изображений, формировавших внешнюю составляющую президентского имиджа.

Сталин, Москва 1941. Фото Маргарет Бурк-Уайт

В тоталитарном обществе не разменивались на документальную аскетичность фотообразов – сразу подключали тяжелую артиллерию – армия монументалистов-живописцев и скульпторов «лепили» зримые черты вождя. Но сохранившиеся изображения «вождя всех народов» говорят о том, что он внимательно относился к своим изображениям – ни одного снимка, на котором он выглядел бы комично или ущербно до нас не дошло. 

Любопытно, что его, пожалуй, самое популярное на Западе изображение было сделано известным западным репортером-женщиной – Маргарет Бурк Уайт. Она попала на прием к Сталину вместе с Гарри Хопкинсом – советником президента Рузвельта, приехавшим передать советским руководителям заверения американского президента в поддержке Советского Союза в случае начала Германией против него военных действий.

«Внезапно, – пишет Маргарет, – мы оказались в пустой продолговатой комнате, в центре которой на огромном ковре стоял какой-то очень прямой и как бы застывший Сталин. И мне захотелось снять его прямо сейчас и обязательно с нижней точки. Я опустилась перед ним на колени и стала доставать из кофра камеру и колбы для вспышек, которые внезапно рассыпались по полу. Я думаю, что Сталину никогда не приходилось видеть американскую женщину, стоящую перед ним на коленях. Это зрелище ему показалось комичным, и он готов был рассмеяться. Его лицо изменилось поразительно, создавалось такое впечатление, что перед нами совсем другой человек. Это выражение на его лице сохранялось недолго, но достаточно для того, что бы я успела сделать два дубля».

Грузия. Поклонник Сталина целует его портрет. Фото А. Тамбулидиса

 

Хрущев

Никита Сергеевич Хрущев, пожалуй, первым из советских руководителей специально повез с собой в Америку «фотолюбителя» Лебедева, который оставил для нас фотодокументы шумного пребывания кремлевского лидера в США, которые экспонировались на многих выставках, а потом были изданы отдельной книгой. Хрущев не особенно следил за своими изображения, но редакторы периодики были еще так напуганы его предшественником, что выпускали на полосы изданий только привычные изображения лидера, обедняя возможность читателей-зрителей увидеть все многообразие эмоций этого незаурядного и противоречивого политика. 

 

Говорят, что одно время, уйдя от дел, Никита Сергеевич даже сам немного занимался фотографией, оставив любительские фотокарточки своих близких и пейзажей на своей даче. Изображений Хрущева сохранилось достаточно много, но наиболее забавные из них увидели свет уже после его смерти. В моем архиве сохранилась одна уникальная, никогда не публиковавшаяся фотография, сделанная в сентябре 1964 года незадолго перед его смещением – на ней удивительно точно запечатлена «расстановка сил» – заговорщики, уже вынашивающие свои коварные планы, и беспечный и одинокий лидер. Ее мне вместе с другими фотографиями оставил перед своим отъездом за границу известный московский фотограф шестидесятых-семидесятых годов Леонид Бергольцев.

Хрущев и Фидель Кастро в Грузии, 1964. Фото В. Егорова

 

Брежнев в Ленинграде, 1960-е, Недолгая любовь народа. Автор фото не установлен

Сменивший Хрущева Леонид Ильич Брежнев на протяжении многих лет доверял фотофиксацию своей жизни тассовцу Владимиру Мусаэляну. Помимо официальной съемки, которой были заполнены наши газеты, Владимир Гургенович был допущен до фиксации обыденной жизни советского лидера. Именно из его снимков мы узнали, что генсек не только выступает с трибуны или целуется с товарищами по партии, но и ходит на охоту, гуляет с внучкой, проводит время в обществе миловидных дам или, облачившись в спортивный костюм – привычную для миллионов советских людей домашнюю униформу, –распивает с домашними чаи из весьма вместительной кружки. Подобные фотографии, конечно, не печатались в советской прессе, они предназначались для подарков генсеку, но со временем их можно было увидеть на выставках и в иностранной прессе.

Брежнев на отдыхе на Черном море, 1974. Фото В. Мусаэляна

 

Брежнев танцует с Галиной Брежневой. Фото В. Егорова

 

Брежнев посещает московское предприятие (или ВДНХ). Фото Л. Бергольцева

 

Французы – господа «тонкие во всех отношениях» – подходили к созданию имиджа своих руководителей более изощренно. Жискар д’Эстен, например, в качестве автора своего официального портрета выбрал ставшего вдруг знаменитым семидесятилетнего не очень известного живописца Лартига, слава о детских фотоэкспериментах которого незадолго до этого облетела весь мир – он действительно в фотографии был своеобразным «киндер-сюрпризом», оставившим нам потрясающие изображения французской действительности начала ХХ столетия. 

И вот уже фотожурналы мира спешат опубликовать фотографию, на которой сухенький старичок как-то неловко наводит резкость своей камеры на элегантного президента, позирующего на фоне гигантского национального флага Франции, а старенькая дамочка помогает своему супругу, прикрывая соломенной шляпкой объектив фотоаппарата от солнца. И тонко, и демократично, черт побери!!!

Горбачев

Фотолетопись преемников Брежнего особого интереса не представляет – они правили недолго, а последний – и очень невнятно, так что их изображений и официальных-то осталось не так уж много. Другое дело сменивший их Михаил Горбачев – первый и последний президент Советского Союза стал любимцем репортеров – он появлялся в гуще народа, много и охотно позировал фотографам и вообще создал нормальную обстановку для прессы, которая почувствовала себя при нем весьма востребованной и влиятельной. После ухода с политической арены он первым из отечественных лидеров стал объектом рекламы – позировал со своей внучкой для рекламных роликов пиццерий «Pizza Hut», ну а совсем недавно был замечен рекламирующим дорожные сумки фирмы Louis Vuitton.

Ельцин с москвичами на Красной площади в День Москвы. Фото Е. Федоровского

Еще более благодатным объектом для съемки был Борис Николаевич Ельцин – высокий, фотогеничный, с очень выразительными лицом и жестами – он стал благодатной «добычей» для армии фоторепортеров. Многие помнят его стихийную выходку, когда он начал дирижировать эстрадным ансамблем. А. Земляниченко получил немало премий за сделанную тогда удачную фотографию, показавшую его в весьма непривычной для Президента ситуации.

Ельцин танцует. Фото А. Земляниченко

 

Ельцин с супругой в Храме Христа Спасителя. Автор фото не установлен

 

Ельцин (портрет). Фото А. Черея

 

Подлинным подарком для фотографов стал, конечно же, Владимир Владимирович – молодой, динамичный, умеющий держаться в любой ситуации он стал превосходной моделью не только для репортеров кремлевского пула, но и для каждого, кому довелось увидеть его в окошко видоискателя.

Путин принимает в резиденции Ново-Огарево футбольную команду ЦСК 2005. Фото Дмитрия Азарова

Он превосходно выглядит и в кабине реактивного истребителя, и на подводной лодке, на татами и на горных лыжах – ну разве это не повод для очередного снимка! Недаром его изображения не сходят с первых полос газет и журналов и тиражируются фотоальбомами. Может быть, мы когда-нибудь поговорим и о его фотопортретах, как и о портретах его преемника, чье президентская история еще в самом начале.

Фотография – как много от нее зависит в предвыборной гонке, а порой и в человеческой судьбе!

И не только на самом олимпе политической жизни. Фотографии подчас решают судьбу и политиков местного масштаба. Вспомните петербургские губернаторские выборы, на которых Владимир Яковлев обошел своего предшественника Анатолия Собчака. Примерно за неделю до выборов город был завешен крайне неудачным снимком Анатолия Александровича, сделанным его «придворным» летописцем. Может быть, у самого портретируемого тогда не хватило вкуса или времени отобрать более пристойное свое изображение, или его команда «проморгала», но эта фотография здорово напортила Собчаку. Со всех осветительных столбов глядело на нас изображение весьма непривлекательного субъекта, каковым, как мы знаем, он никогда не был! Нужно же было постараться, чтобы сделать, а потом и отобрать столь неудачный снимок! Просто диверсия какая-то!!! Может быть, это и стало последней каплей, перевесившей на чутких избирательских весах.

Яковлев же в качестве фотографа выбрал (разумеется, по подсказке более информированных его помощников) Валеру Потапова – тогда известного в молодежных кругах своими фотографиями популярных рок-музыкантов. И тот сделал весьма непривычный по тем временам снимок – улыбающийся кандидат в губернаторы был снят в раскованной позе с перекинутым через плечо пиджаком. Не будем преувеличивать воздействия этого снимка на избирателей, но результат нам известен. 

Закончить же свое повествование я хочу одним меркантильным моментом, который напрямую никак не связан с вышеизложенным. Заведомо ничего не говоря о гонорарах, которые платят VIP персоны своим фотографам, мне хочется процитировать слова одного из американских пиарщиков. «Скажите, сколько Вы платите своим фотографам, и я скажу Вам, на что Вы сможете рассчитывать!»




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
06.09.2015
Магия танца: Сюрреалистические фотографии от танцовщицы балета
05.08.2015
Африканская Одиссея: Фотографии, от которых захватывает дух
06.07.2015
“Электрическая вселенная”: Светографика на пленочной камере
05.07.2015
Вымирающие племена: Портреты с отдаленных уголков Земли
02.07.2015
Волшебное сияние: Фотографии светлячков в темных пещерах