Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Фильтруй реальность!

Главная / Статьи / Обзоры
Фильтры – проверенный способ получить с помощью своей камеры желаемый художественный результат. С развитием цифровой фотографии и средств компьютерной обработки изображений актуальность традиционных стеклянных фильтров упала. Но до сих пор программные «фильтры» не могут полностью вытеснить стеклянные, и на то есть множество причин.
20.11.2006
Дмитрий Башков

 

Китовая оптика

Фильтры можно использовать с большим количеством моделей фотокамер – цифровых и пленочных, зеркальных и компактных. Для установки фильтра объектив должен иметь резьбу на оправе – это единственное требование. 

Диаметр резьбы всегда указывается в инструкции к объективу. Но не всякий объектив, имеющий резьбу, «совместим» с любыми фильтрами. Ограничение имеет оптика, передняя линза которой вращается вместе с оправой в процессе фокусировки. А это почти все «народные» объективы, которые идут в комплекте с зеркалками – в частности, «киты» для Canon 350D/400D, Nikon D40/D40x. Ограничение распространяется на фильтры, дающие тот или иной эффект в зависимости от положения, угла поворота.

Например, чтобы использовать поляризационный фильтр, его следует поворачивать на оправе объектива, контролируя величину эффекта (отсеивание бликов) по видоискателю. На объективах с вращающимся передним элементом применение таких фильтров невозможно.

 

Круглые и квадратные

С точки зрения установки на объектив, фильтры делятся на две группы – круглые фильтры, которые ввинчиваются в резьбу на объективе, и квадратные, устанавливаемые посредством специального держателя.

Первый тип – самый распространенный, дешевый, удобный. Но приходится иметь сразу несколько одинаковых фильтров с разной резьбой или искать переходники, что не так-то просто. При частой смене оптики вариант не оптимален.

Для квадратных фильтров проблемы нет – они имеют стандартный размер, различаются только рамки-переходники. Плюс – можно установить в держатель сразу 2-3 фильтра, чтобы получить комбинированный эффект. Минус – громоздкая конструкция, она неудобна в «быстрых» видах съемки. Но квадратные фильтры – идеальный вариант для работы в студии или неторопливой съемки пейзажей.

Квадратные фильтры гибки в применении – это касается художественных фильтров, которые позволяют варьировать эффект в зависимости от расстояния до передней линзы объектива и положения фильтра. Они не привязаны к конкретному диаметру резьбы и имеют «напуск», чтобы использовать их на больших объективах.

Квадратные фильтры образуют системы, предполагая планомерную покупку фильтров одного производителя. Выбор таких систем невелик. Большинство останавливается на Cokin – распространенной на прилавках наших магазинов марке, по причине демократичной цены. В системе Cokin можно использовать всего один держатель – совместимость с разной резьбой достигается посредством сменных колец и переходников (с большего диаметра на меньший).

Профессионалы, однако, отдают предпочтение системам Lee, HiTech и Sigh Ray, найти которые в продаже не так-то просто. Почему?

В отличие от круглых фильтров, квадратные изготавливают из особого пластика, чтобы снизить массу. Но фолиевые фильтры имеют два минуса: требуют очень бережного обращения и существенно различаются с точки зрения качества материала. Только фильтры элитного класса обеспечивают нормальное сохранение резкости фотографий.

Цена квадратных фильтров зависит от их площади. Фильтры со стороной до 85 мм подходят для большинства объективов. Но широкоугольные объективы требуют форм-фактора 10х10 см.

 

Система Cokin имеет три серии разного класса: Amateur (A), Professional (P), Extra Professional (X-Pro). Фильтры большего размера – профессиональные. Фильтры серий A и P отличаются размером (67 и 83 мм), серия X-Pro изготовлена из более качественного пластика и имеет размер 170х130 мм.

 

Защитные

Предохраняют от царапин, а также проникновения пыли внутрь объектива. Встречаются только в круглом исполнении. Имеют самый высокий коэффициент пропускания света – не приводят к существенному снижению резкости и светосилы. Защитные фильтры в «чистом» виде сегодня практически не встречаются. Вместо них пользуются спросом защитные фильтры с полезной нагрузкой:

• UV – прозрачный фильтр. Отсеивает ультрафиолетовый свет, убирает синий оттенок. Использование UV-фильтра дает более «чистые» изображения, с естественной цветопередачей, снижает нагрузку на матрицу/пленку.

• Skylight – работает аналогично UV. Бледно-розовый оттенок создает легкий «утепляющий» эффект.

Рекомендуется для съемки людей в солнечный день.

• Haze – еще один вариант UV. Устраняет эффект «дымки» при съемке пейзажей.

фильтры Softon Speck

Найти в продаже защитные фильтры легко – их предлагают все производители. Наиболее распространенные – Marumi, Sigma (UV), Kenko (Skylight), B+W (Haze). Стоимость варьируется от 400 до 1200 рублей, в зависимости от резьбы объектива (в среднем – 600-700 рублей).

 

Нейтральной плотности

Обычно маркируются аббревиатурой – ND (Neutral Density). Снижают интенсивность светового потока, позволяя использовать более длинные выдержки и/или открытые диафрагмы, когда световые условия этого не позволяют. Фильтры различаются по плотности (2х, 4х, 6х, 8х). Хотя ND-фильтры относительно недороги (стоят, как защитные), на качестве не следует экономить – дешевые варианты нередко приводят к искажению цветопередачи. Увеличение кратности нейтрального фильтра эквивалентно 2х увеличению экспозиции плюс 1 Ev. Насколько актуальны такие фильтры?

Если игнорировать типичный случай бытового характера (съемка портрета на пляже, с размытым фоном), то основное применение связано с длинными выдержками при съемке пейзажей. Как часто хочется, чтобы река и водопад на вашем пейзаже обрели эффект волшебной дымки, чтобы вода в водоеме выглядела как живое существо, создавая ощущение непрерывного движения? Задача решается простым увеличением выдержки до нескольких секунд, наличием хорошего штатива и нейтрального фильтра.

 

Градиентные

Часто применяются в пейзажной съемке, чтобы сузить динамический диапазон сцены. Серый оттеночный фильтр, повернутый темной стороной вверх, притемняет небо, чтобы добиться на снимке хорошей проработки не только светлого неба, но и пространства в нижней части кадра (где в ином случае 100% будет недоэкспозиция).

Актуальны для цифровых фотокамер и съемки на слайд, когда возникает проблема, связанная с узким динамическим диапазоном носителя. Либо небо получится пересвеченным, либо земля чрезмерно темной. За исключением съемки на негативные пленки (имеющие самый широкий ДД), фотографу-пейзажисту необходимо иметь под рукой оттеночный фильтр.

Фильтры Kenko

Цветные градиентные фильтры применяются для отдельных видов пейзажной съемки – съемки заката (оранжевый фильтр, повышающий интенсивность красок), увеличения насыщенности неба (синий фильтр).

Цена – около 500 рублей (Cokin), 1000-2000 руб. (B+W).

 

Поляризационные

Отсеивают поляризованный свет, что позволяет добиться более агрессивных, глубоких цветов при естественном освещении, избавиться от отражений и бликов (в воде, при съеме через стекло). Эти фильтры незаменимы при пейзажной и архитектурной съемке.

Встречаются поляризаторы двух типов – линейные и кольцевые. Они различаются по геометрии структуры, служащей для отсеивания ненаправленного света. Линейный поляризатор имеет очень простое устройство, но его нельзя использовать с современной техникой, имеющей TTL-замер. Это объясняется тем, что в камеру попадает именно поляризованный свет, который теряется при частичном отражении от зеркала TTL-системы.

Циркулярный поляризатор состоит из двух стекол с разными покрытиями (линейный поляризатор и деполяризатор), которые вращаются относительно друг друга, позволяя варьировать величину эффекта. Вы можете добиться именно той глубины цвета, которая нужна в конкретном случае.

Встречаются поляризаторы, реагирующие только на определенный оттенок цвета, повышая его насыщенность.

Поправка экспозиции на механических камерах составляет 2 ступени, причем она не зависит от угла поворота фильтра/интенсивности эффекта.

При съемке больших равномерно освещенных пространств (неба или моря, широкоугольником) использование фильтра приводит к потере равномерности, так как поляризация на различных участках неба неодинакова.

Стоимость круглых циркулярных поляризаторов – от 600 рублей до 2200 рублей (Hoya, Kenko, Sigma), 1000-3000 рублей (B+W, Marumi, Tiffen).

 

 

Софт-фильтры

Профессиональная оптика должна быть резкой – именно этим она отличается от дешевых объективов, поставляющихся с некоторыми популярными цифрозеркалками.

Но резкость – не всегда плюс. На портретах излишняя резкость губительна. И можно порой не один час корпеть в Photoshop, ретушируя дефекты кожи, волоски и прочие подробности, которые умудрился разглядеть ваш объектив.

Специальные портретные объективы избавлены от этого недостатка, но часто в качестве портретника используют макрообъектив, имеющий сходное фокусное расстояние (от 60 до 105 мм). В подобных случаях на помощь и приходит софт-фильтр. Такой фильтр может найти применение и в других жанрах – для пейзажей, съемки ночного города.

Смысл такого фильтра – не банальное «замыливание», а создание определенной атмосферы, некой романтической «дымки». Искажение исходной картинки достигается при помощи нанесенного на поверхность рельефного рисунка (капли, круги, насечки) либо мутного стекла теплой тональности. Софт-фильтры различаются с точки зрения интенсивности и характера рисунка, цветопередачи.

Стоимость – от 350 до 1200 рублей (Marumi, Hoya), до 3000 руб. (B+W), 450-800 руб. (Cokin).
 

Художественные

Имеют множество разновидностей, позволяя реализовать самые странные эффекты, которые только можно представить. Художественные фильтры можно объединить в некую иерархию по принципу искажения реальности.

У подножия этой иерархии стоят лучевые фильтры. Они трансформируют светлые источники, создавая эффект «звезды». Лампы фонарей начинают источать яркие лучи, расходящиеся по всему кадру. Чем ярче источник – тем длиннее лучи. Эффект достигается, как правило, с помощью насечек на поверхности стекла. Фильтры могут иметь вращающуюся оправу, чтобы можно было манипулировать получаемым эффектом.

Вместо «звездочек» могут встречаться «сердечки», многоугольники… И это – только капля в море разновидностей художественных фильтров. Эффекты дождя, движения, съемки через расцарапанное стекло, выборочного тонирования – варианты можно перечислять долго.

Из доступных наибольшим разнообразием отличаются фильтры системы Cokin (от 500 до 2000 рублей). Стоимость самых популярных фильтров-«звездочек» – 350-1000 руб. (Marumi), 500-1100 руб. (Kenko), 700-1500 руб. (B+W).

 

Конверсионные и цветные

Действие напоминает настройку баланса белого на цифровой камере. Представляют интерес для съемки на пленку, позволяя варьировать цветовую температуру. Эти фильтры весьма актуальны, так как многие используют определенные слайдовые пленки в различных условиях.

Серия 80 (синие фильтры) дает наиболее сильное «охлаждение» тональности – практикуется при съемке в помещении на «дневную» пленку. Распространенный вариант среди свадебных фотографов, снимающих на слайд. При дневном освещении обесцвечивает картинку, снижает насыщенность.

При свете ламп «дневного света» используются фильтры коричнево-фиолетового оттенка, отсеивающие зеленый цвет (серия F-LD от Hoya, F-LW от Cokin).

Серия 85 (оранжевые) работает противоположным образом («комнатная» пленка на улице), на практике применяется редко.

Популярны фильтры 81 серии (телесного оттенка, позволяют сделать картинку несколько более «теплой») и 82 серии (оранжевые, более сильный эффект «потепления»). Внутри каждой серии фильтры различаются по интенсивности. 

«Утепляющие» фильтры часто используют при съемке пейзажей в стиле «домик в деревне» – чтобы создать ощущение уюта, «душевности».

Цветные фильтры позволяют внести огромный вклад при использовании черно-белой пленки. Этот вклад легко оценить, «очернобеливая» цветные снимки инструментом Channel Mixer в Adobe Photoshop. Убирая ту или иную составляющую, можно либо создать в кадре атмосферу, либо ее полностью разрушить.

Но даже грамотные цифровые преобразования – жалкая пародия на классическую ч/б фотографию, которая требует применения настоящих цветных фильтров. Отсеивая значительную часть спектра, они осветляют собственный цвет, затемняя остальные.

 

Стоимость таких фильтров невысока: от 150 до 1000 рублей – Hoya, Kenko, Marumi; 400-750 рублей – квадратные Cokin, Lee.

Одна из интереснейших областей применения фильтров в плане экспериментов – съемка на черно-белую пленку цветных фотографий. Для этих целей используется пленочная камера, установленная на штатив, и каждый сюжет последовательно снимается через три фильтра (красный, зеленый, синий). Полученные кадры сканируются и объединяются в графическом редакторе, как отдельные цветовые каналы.

 

Фильтры и экспозиция

Фильтры изготовлены из качественного стекла, но даже самые лучшие и дорогие отсеивают часть света, снижая светосилу объектива. Современные зеркалки (пленочные и цифровые) автоматически учитывают снижение светосилы, поскольку замеряют свет, проходящий через объектив (TTL-экспонометр). Владельцам механических камер, пользующимся внешним экспонометром, следует учитывать наличие фильтра и устанавливать поправку экспозиции:

 

  • Защитный/Skylight/Soft – без коррекции
  •  

     

  • Поляризационный – 1-2 ступени
  •  

     

  • Желтый – 1 ступень
  •  

     

  • Оранжевый/синий/желто-зеленый – 2 ступени
  •  

     

  • Красный – 3 ступени

  •  

    Как правило, величина поправки указывается на ободке фильтра – 2х означает поправку на 1 ступень, 4х – на 2 ступени и т.д.




    Комментарии /
    Дополнительно /
    Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
    Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


    Новости по теме /
    11.07.2017
    Тест Canon EOS 6D Mark II
    09.07.2017
    Comedy Wildlife Photography Awards 2017
    26.05.2017
    Знакомьтесь: Laowa
    25.05.2017
    Правило третей - миф или реальность?
    23.05.2017
    Знакомьтесь: TH Swiss