Почта:

Пароль:

Запомнить меня
Напомнить пароль

Откуда у объектива рисунок

Главная / Статьи / Обзоры
На заре развития фотооптики перед ее создателями стояла задача собрать объектив, дающий максимально реалистичный рисунок, ибо первые объективы-монокли данным свойством не обладали. Такой объектив вскоре появился, но возобладала идея сочетания реалистичности и художественности. Так на свет появились объективы с красивыми именами и не менее красивым рисунком: Тессары, Планары, Гелиары, Зоннары. В сотрудничестве с инженерами-оптиками работали фотохудожники.
27.10.2006
Олег Немчинов

 

Современный взгляд на оптику далек от искусства. Любительская оптика, будучи компромиссом качества и цены, носителем изысканного рисунка быть не может (чаще приходится говорить о банальном «замыливании»). 

Профессиональный объектив должен создавать максимально резкое изображение. Не зря компания Hasselblad в камерах серии H (предназначенных, в основном, для работы с цифровыми задниками) перешла на оптику Fuji – более резкую, чем немецкий Carl Zeiss, но и менее «художественную». Применительно к рекламной, студийной, предметной видам съемки о рисунке говорить не приходится, ибо рисунок объектива в полной мере раскрывается только на открытой диафрагме. Если же под рисунком понимать не нечто художественное, трудно уловимое, а неотъемлемое свойство всякого объектива – тогда рисунок имеет каждый объектив, от раритетных немецких Гелиаров до пластмассовой линзы в китайской мыльнице. Он слагается из резкости (детализации) на различных участках кадра, пластики (характера детализации) и боке (эстетичности размытия в зоне нерезкости). 

Что хорошо для рекламы и макро (предельно детализованное изображение) – губительно для портретов. Возможность рассмотреть во всех деталях насекомого – ценна для любителей макросъемки. Рассматривать же дефекты кожи на лице портретируемого – сомнительная радость.

А как же замечательная программа Adobe Photoshop, с помощью которой любое резкое изображение можно сделать «мягким», заодно «замазав» инструментом Clone Stamp все прыщики? Это выход, но ведь и художественный снимок можно сделать средствами Photoshop, совсем не пользуясь для этого фотоаппаратом. Использование Photoshop вместо специальной оптики требует времени, знаний, но даже в этом случае добиться настоящей мягкости и пластики портретного объектива невозможно. Много ли среди нас найдется любителей соевого мяса или кофейных напитков с цикорием?

 

Рецепт «вкусного» рисунка


 

На рисунок объектива влияют: оптическая схема, рабочая диафрагма, форма и количество лепестков диафрагмы, фокусное расстояние, качество стекла, состав просветляющего напыления, механическая надежность.

Какое отношение имеет к рисунку надежность? Если объектив собран неаккуратно, имеет люфты, щели, то сделанные им фотографии вряд ли будут резкими. Конструктивная надежность зависит от способа фокусировки, наличия/отсутствия электроники и от аккуратности сборки. Старые объективы, где фокусировка производится перемещением меха, на порядок надежнее автофокусных зумов. Дорогие объективы профессиональных линеек изготавливаются более тщательно, да и сами производства расположены в географически более «правильных» местах (Германия, Япония – вместо Тайланда и Китая). Японская оптика, как правило, не уступает по качеству изготовления немецкой, но отличается характером рисунка – она более «глянецевая» и менее «объемная».

Резкость зависит от рабочей диафрагмы: чем меньше отверстие в объективе, тем выше глубина резкости (можно добиться одновременно резкого изображения и объекта переднего плана, и фона) и детализация самого изображения. 

При съемке на открытой диафрагме резким является только объект переднего плана, а фон размывается. При этом объект переднего плана имеет меньше деталей, чем на диафрагмах f/11, f/16 (на более закрытых разрешение снижается по причине эффекта дифракции). Если используется объектив с «портретным» фокусным расстоянием (для узкой пленки и цифры – 80-120 мм) или телевик, фон размыт и на относительно высоких значениях f-числа (f/5.6, f/8).

Будет ли размытый фон представлять из себя бесформенную «кашу» или эстетически совершенное боке, зависит от иных факторов. Основную роль играют качество оптического стекла и форма диафрагмы. Считается, что если диафрагма образована большим количеством лепестков, то отверстие приближается по форме к кругу, что способствует более красивому рисунку размытия. Поэтому профессиональные «портретники» имеют 8-10-лепестковую диафрагму, а бюджетные – 5-7-лепестковую.

Небольшое число лепестков порождает в зоне размытия интересные эффекты – горящие уличные фонари в зоне размытия превращаются в золотистые шестиугольники. Очень интересный рисунок имеют старые 35-мм камеры Rolleiflex с диафрагмой, состоящей всего из трех лепестков. Влияет на результат не только количество лепестков, но и их геометрическая форма.

Рисунок размытия (боке) относится только к определенной части изображения, тогда как пластика объектива – ко всему изображению. Оно может быть «мягким» или «жестким», в зависимости от контраста и схемы объектива. Один и тот же сюжет, снятый Зоннаром и Планаром, будет выглядеть по-разному. Все зум-объективы в той или иной степени «мылят» изображение. Производители скрывают этот недостаток, повышая контраста. Контраст – различие самой яркой и самой темной точек изображения. Высокий контраст создает ощущение резкости. Контрастность объектива зависит от качества чернения внутренних поверхностей объектива и нанесенного на линзы просветления, служащего для отсеивания боковых засветок. Современные объективы имеют многослойное просветление, эффективно подавляющие блики и переотражения внутри объектива. Но объективы отличаются друг от друга с точки зрения контраста. Например, оптика Nikon более контрастная, чем Sigma.

 

Если чернение далеко от идеального, то при съемке цветных фотографий возникает трудно уловимая, зато реально портящая изображение, вуаль – знакомая многим, кто снимал на пленочные камеры вроде «Зенитов» или китайских «мыльниц».

Считается, что качественная оптика – более контрастная. Так ли это? Жесткий, контрастный объектив больше подходит для съемки пейзажей. Мягкий объектив оптимален для портретов. Ч/б портреты, сделанные старыми объективами (с однослойным просветлением или с отсутствием оного), смотрятся выигрышно. Но для получения качественных цветных снимков многослойное просветление необходимо. И чем сложнее устроен объектив, чем больше внутри него линз – бликующих поверхностей, – тем эффективнее должно быть просветление.

 

Эволюция оптических схем


 

Принято смотреть на историю развития оптических схем как на эволюцию: в каждый отрезок времени существовала своя «передовая» схема, которую сменяла другая, более совершенная. Вершина такой эволюции – современные зум-объективы для цифрозеркалок.

Однако все совсем не так просто. Если ваш китовый зум-объектив не потрясает оптическим качеством, это отнюдь не значит, что использование его профессионального собрата-зума гарантирует высочайшее качество и непревзойденный рисунок, пусть и ударив по кошельку.

Если относиться к оптической эволюции с юмором, создается впечатление, что она была затеяна японскими производителями во главе с фирмой Sony с целью изъятия денежных средств из карманов дурачков-потребителей. 

На самом деле, зумы – лишь самые универсальные объективы, на порядок уступающие своим предшественникам по другим критериям – резкости, пластичности. Когда зумы только появились на свет, никто не думал их использовать в профессиональной съемке, за исключением репортеров, которым была нужна оперативность.

 

Рисунок матрицы


 

Для владельца пленочной камеры выбор пленки представляет не меньшую проблему, чем выбор объектива. И у пленки есть свой рисунок, который зависит от плотности эмульсии, формы и размеров зерна. Существуют портретные ч/б пленки с красивым крупным зерном (Agfa APX 100, Rollei Retro, Illforf HP5) и противоположные по результату слайдовые цветные пленки для пейзажей (Fuji Velvia, Kodak Ektachrom), у которых зерно отсутствует. Однако про рисунок пленки никто не говорит, так как пленку поменять проще, чем объектив. Матрицу цифрового фотоаппарата поменять не удастся – остается «поиграть» с настройками контраста, резкости, баланса белого и чувствительности (только вместо зерна на высоких ISO получим шумы). Фотоаппараты разных марок, оснащенные сходной матрицей и оптикой, неодинаковы с точки зрения нюансов. Многим нравится насыщенная картинка, которую выдают цифромыльницы Olympus, другим – сочная цветопередача Fujifilm, а третьим – портретная «мягкость» с преобладанием теплых тонов, свойственная Pentax. Цифрозеркалки Canon имеют более холодную цветопередачу и мелкий шум на высоких ISO, тогда как у Nikon шум крупнее, но замаскирован под благородное пленочное зерно. Но для ценителей оптики все эти различия не представляет никакой ценности …

 

Камера-обскура


 

 

В современной интерпретации – «пинхол» (pin-hole – камера с точечным отверстием вместо объектива). Является простейшей, исторически первой схемой. Чтобы получить изображение, достаточно коробки, черной внутри, на одной стенке которой находится стекло с нанесенной фотоэмульсией, на противоположной – отверстие, размер которого составляет примерно 0,3 мм. 

Изображение характеризуется отсутствием оптических искажений и максимальной глубиной резкости: все объекты находятся на одной плоскости. Рисунок пинхола чрезвычайно красивый – мягкий, однородный по яркости, его не спутать с другим. Вот почему любители пинхол-фотографии не перевелись и сегодня.

Их можно встретить среди фотографов-пейзажистов. 

Вместо стекла с эмульсией могут использоваться листовая пленка (как правило, слайдовая), обычная пленка (в рулонах, катушках), матрица цифрового фотоаппарата. В последнем случае отверстие проделывается в крышке байонета. Однако не всякая цифровая камера способна фотографировать с выдержкой в несколько часов. Известны случаи, когда в камеру-обскуру переделывались кузова автомобилей или целые здания.

Съемка пинхолом крайне неоперативна. Как правило, одна экспозиция занимает несколько часов. Чтобы приобщиться к пинхол-фотографии, необходимо запастись терпением. 

В Интернете существует несколько ресурсов, специально предназначенных для любителей пинхол-фотографии:www.pinhole.ru, www.pinhole.com, www.pinhole.org, www.pinholeresource.com. Лакированную деревянную камеру-пинхол можно заказать через Интернет от одного из американских или китайских производителей (например,www.pinholeformat.com, www.pinholecamera.com, стоимость – около $200). Жидкую фотоэмульсию продает подмосковная фабрика «Славич» (www.slavich.ru).

Можно обойтись и без капиталовложений, использовав в качестве корпуса старый фотоаппарат без объектива и обычную пленку. Необходимо учитывать, что при съемке на выдержках в несколько часов качество чернения внутренностей коробки имеет принципиальное значение. Фокусное расстояние определяется отдаленностью отверстия от пленки: чем оно короче, тем более широкий угол дает пинхол.

 

Объектив-монокль


 

Объектив, состоящий из одной сферической линзы, называется моноклем. Для достижения оптимального качества рисунка, применяется выпукло-вогнутая линза (мениск), обращенная выпуклой стороной внутрь. 

В отличие от пинхола, монокль создает не равномерно-резкое изображение, а резкое только в центре кадра. Рисунок монокля красив именно за счет того, что основная часть кадра остается нерезкой. Сферическая аберрация искажает светотеневой рисунок таким образом, что мелкие темные объекты исчезают, а светлые – выступают и светятся на темном фоне. Снятый моноклем статичный сюжет за счет аберрации приобретает динамику. Светлые объекты очень плавно «перетекают» в фон, как если бы в процессе съемки на длительной выдержке вы воспользовались зумом.

Уровень аберрации можно контролировать, закрывая диафрагму: чем больше f-число, тем ниже аберрация и выше детализация. И хотя резкость монокля никогда не достигнет резкости нормального объектива, возможность управлять характером рисунка ценна. Она-то и позволяет добиваться художественных результатов.

Проще всего собрать монокль самостоятельно, воспользовавшись объективом Гелиос-44 от «Зенита», удлинительным кольцом для макросъемки и переходником с резьбы М42 на байонет вашей камеры. Из Гелиоса изымаются все линзы. Передняя линза переворачивается выпуклой стороной внутрь и устанавливается на прежнее место. Макрокольцо служит для увеличения фокусного расстояния. В процессе разборки важно не повредить поверхность первой линзы, не сломать механизм диафрагмы и не поцарапать внутреннюю поверхность корпуса объектива. Качество монокля напрямую зависит от качества стекла в единственной линзе. Неудивительно, что разборке и преобразованию в монокль подвергаются не только посредственные объективы, вроде упомянутого Гелиоса, но и куда более качественные и дорогие. 

 

С недавних пор в продаже доступен американский объектив-монокль Lens Babiy (www.lensbabies.ru). Линза закреплена на гибкой трубке-гармошке, так что художественный потенциал монокля дополняется возможностью произвольного смещения линзы от оптической оси и манипулирования фокусным расстоянием. Диафрагма устанавливается с помощью магнитных колец различного диаметра. Lensbabies стоят около $150, выпускаются под все современные байонеты.

 

Двухлинзовые объективы


 

Художественную ценность моноклю придает сферическая аберрация, но первые фотографы стремились уйти от пиктореализма к реалистической фотографии, в связи с чем расценивали эффект монокля как недостаток. Так появился перископ – симметричный объектив из двух линз-менисков, вогнутыми сторонами обращенных друг к другу. С технической точки зрения, перископ занимает промежуточное положение между пинхолом и современной оптикой. Конструкция перископа позволила снизить сферическую аберрацию, изображение стало более резким и реалистичным. 

Главная причина использования в моноклях линз-менисков вместо собирающих линз – выпуклых с двух сторон – отсутствие хроматических аберраций, то есть цветных окантовок на контрастных переходах, обусловленных разницей в фокусировке волн разной длинны. Но действительно резкий объектив из двух менисков создать не удалось, что и показал перископ. Чтобы добиться лучшей резкости, пришлось отказаться от линз-менисков и вернуться к собирающим, параллельно снизив эффект хроматических аберраций.

 

Ахромат представляет собой разновидность монокля, в котором вместо мениска используется группа из мощной собирающей линзы и менее мощной рассеивающей (вогнутой с двух сторон, из стекла с меньшим коэффициентом преломления). В комиссионках иногда встречается недешевый (около $1000) монокль на основе клееной линзы-ахромата для форматных камер – Rodenstock Imagon. Пользоваться таким объективом сложно (множество влияющих на результат нюансов и условий освещения), но рисунок его интересен и красив.

 

 

 

Апланаты и Планары


 

За редкими исключениями, перископы и ахроматы в чистом виде не встречаются. Причина – в отсутствии настоящей резкости. Однако их комбинации лежат в основе современной оптики. 

Чтобы соединить минимум сферических и хроматических аберраций, был создан апланат – симметричный объектив наподобие перископа, состоящий из двух клееных линз-ахроматов. Апланаты встречаются сегодня в различных комбинациях. Наиболее распространенной является Планар – шестилинзовый симметричный апланат с двумя выпукло-вогнутыми линзами по краям. Планар является самым универсальным объективом – даже на открытых диафрагмах создает резкое изображение, обладая весьма неплохим рисунком. 

Лучшим считается рисунок объектива Zeiss Planar 80 mm/2.8 в двухобъективных камерах Rolleiflex. Такие камеры, благодаря непревзойденной оптике, производятся по сей день. Одна из главных составляющих качества их объектива – простота его конструкции. 

По схеме Планара выполнены и практически все современные SLR-объективы с фиксированным фокусным расстоянием 50-80 мм (так называемые стандартные фикс-фокалы). Но их конструкция сложнее. Cамый простой вариант – 7 линз в 6 группах, когда для увеличения рабочего отрезка объектива добавлена хвостовая линза.

 

Трехлинзовый объектив (Триплет, Triotar)


 

Триплет – несимметричный объектив, состоящий из трех линз – собирающей, рассеивающей, задней собирающей. Диафрагма расположена перед задней линзой. Триплеты встречаются в ранних моделях фотокамер Rolleiflex TLR, Zeiss Ikonta, Voigntlander Brilliant, отечественном фотоаппарате «Любитель», китайском Seagull 4A-105. Они характеризуются чрезвычайно высоким падением резкости на открытых диафрагмах (почти как монокли), зато на закрытых (f/16, f/22) формируют красивый резкий рисунок, чем-то напоминающий пинхол.

 

Четырехлинзовый Tessar


 

Тессар – несимметричный объектив из четырех линз в трех группах. Это одна из наиболее популярных и универсальных схем ХХ века. Он представляет собой разновидность триплета, в котором задний элемент – не простая собирающая линза, а клееный ахромат.

Приемлемая детализация наблюдается на f/8, максимальная – f/11, f/16. За счет высокой резкости такие объективы полезны при съемке пейзажей. На открытой диафрагме Тессар обладает невысокой резкостью и откровенно «мылит» по краям кадра, но заметно лучше триплета. Появляется своеобразный «технический» рисунок Тессара, благодаря которому он ценится любителями ретросъемки.

 

Основным достоинством считается, однако, не рисунок, а компактность. Тессароподобным (с добавочным пятым «хвостовым» элементом) является известный своей компактностью объектив-«блинчик» Pentax DA 40 mm f/2.8 Limited, приспособленный для использования с цифровыми зеркалками.

 

Пятилинзовый Heliar


 

Гелиар представляет собой триплет с двумя клееными линзами – спереди и сзади. С точки зрения резкости, Гелиар уступает своему родственнику – Тессару. Рисунок немецкого Гелиара на открытой диафрагме считается однозначно лучшим для портретной съемки! 

Правда, камеры с таким объективом редки и имеют коллекционную ценность. Довоенные дальномерки Bessa с непросветленным Гелиаром и форматом 6х9 см (съемка на стандартную 120-ю пленку) в полурабочем состоянии – 10-15 тысяч рублей, послевоенная Bessa II с просветленным Color-Heliar – около $1000.

 

Примерно в такую же сумму обойдется отдельно объектив для форматных камер – Color-Heliar либоApo-Lanthar. Последний, с прикладной точки зрения, представляет даже большую ценность: в нем сохранен неподражаемый рисунок Гелиара и скомпенсировано падение резкости по краям кадра.

 

Шестилинзовый Sonnar


 

Продолжение эволюционной линии Триплет-Тессар-Гелиар – шестилинзовый Зоннар, состоящий из трех клееных групп линз. За редкими исключениями (Sonnar 150 mm/4 для Hasselblad – очень резкий), такие объективы формируют мягкое, но достаточно детализованное изображение. 

В портретной съемки ценной особенностью Зоннара является четкое отделение объекта, на котором сфокусирован объектив, от размытого переднего плана и фона. Зоннар с фокусным расстоянием 90-180 мм является классической схемой портретника-телевика. «Перевернутый» Зоннар – стандартная схема широкоугольника. Для съемки пейзажей важно отсутствие значительных искажений геометрии кадра для широкоугольной оптики, а также равномерная резкость по всей области кадра. 

Пример портретника и широкоугольника «в одном флаконе» – оптика незеркальной ЦФК Sony R1, где установлен зоннароподобный объектив с зумом. Его конструкция намного сложнее, чем у простого Зоннара, но характер рисунка узнаваемый (мягкость, равномерная резкость, хорошая детализация).




Комментарии /
Дополнительно /
Еще никто не нажал "Мне нравится" :(
Будьте первым: Войдите или зарегистрируйтесь


Новости по теме /
11.07.2017
Тест Canon EOS 6D Mark II
09.07.2017
Comedy Wildlife Photography Awards 2017
26.05.2017
Знакомьтесь: Laowa
25.05.2017
Правило третей - миф или реальность?
23.05.2017
Знакомьтесь: TH Swiss